Шагал Марк Захарович

(1887-1985) русский художник

Представляется любопытным тот факт, что, в отличие от других художников XX века, у Марка Шагала не было последователей или учеников. Однако, несмотря на то, что он стоит особняком в культурном контексте столетия, как и Корбюзье, Пикассо или Матисс, в своем творчестве художник отразил сложные противоречия времени, в которое жил.

Марк Захарович Шагал родился в России в небольшом провинциальном городе Витебске в глубоко религиозной семье сторонников хасидизма, который можно считать наиболее простой формой иудаизма, направленной на достижение верующими экстатического состояния.

Присущая хасидизму карнавальность мировосприятия отразится в особом, необычайно радостном восприятии жизни, какое всегда было присуще Шагалу, в его удивительно выразительных образах. И тем не менее, поскольку иудаизм, как и ислам, запрещал изображать людей, большинство родных осудили стремление Марка Шагала стать художником.

Но ведь в их роду уже были живописцы: предок Шагала, Хаим Бен Исаак Сегал, украсил изображениями животных синагогу в Могилеве. Теперь Марку предстояло стать художником, впитав в себя традиции еврейского изобразительного искусства, но уже в рамках мирового искусства. И таковыми для него сначала станут французские импрессионисты, а потом кубисты с их геометрическим видением мира.

Но вначале он попытался получить систематическое образование. Осознавая тягу сына к искусству, мать отвела его к витебскому художнику И. Пэну. Однако реалистическая манера письма была глубоко чужда Марку Шагалу. Поэтому он не закончил ни курса у Пэна, ни школу Общества поощрения художеств, которой руководил Николай Рерих, ни Училище технического рисования барона Штиглица.

В 1910 году Марк Шагал отправляется в Париж, где начинает рисовать в манере, которая и станет для него основной, — соединяя свои воспоминания о детстве и юности в Витебске с колористичностью и разнообразием форм, свойственных французскому искусству начала века.

Очень часто он изображал самого себя (иногда в образе некоего музыканта) или свою возлюбленную, Беллу, ставшую его женой. Отличаясь особым видением, Шагал парил на своих картинах вместе с дорогими для него существами и предметами, что можно заметить в таких произведениях художника, как «Я и деревня» (1911); «Молящийся еврей» (1914) и другие. Ключевым же образом в картинах Шагала считается человек, который движется вперед с лицом, обращенным назад.

Интересно, что Марк Захарович Шагал часто писал очень большие полотна, так как мир картины, ограниченной пределами холста, всегда был мал для его неуемной фантазии.

В Париже Марк Шагал тоже учился живописи. Он посещал специальные учебные заведения — академии Гранд Шомьер и Ла Палетт, много времени проводил в многочисленных музеях города — Лувре, Люксембургском музее, различных салонах и частных галереях.

Примечательно, что тогда Шагал не только интересовался живописью, но и буквально впитывал в себя весь увиденный им художественный мир. Поэтому он сближается и с поэтами. Г. Аполлинер и Б. Сандрар посвящают молодому художнику свои стихотворения, называя его потенциальным самоубийцей, а его произведения — «плодами исступления».

Своим самобытным видением Марк Шагал отличался и в современном ему искусстве авангарда. Он был так же колористичен, как и фовисты, но выражал собственное прочтение мира, строго организуя цвета в пространстве, хотя, как и другие авангардисты, не соблюдал строгой расчлененности пространства картины на верх и низ. При этом Шагал оставался реалистическим художником, который не расщеплял, как футуристы, все, что видел.

Первая мировая война вынудила его вернуться на родину и как бы поставила точку в конце первого периода его творчества. Марк Шагал возвращается в Россию, женится и начинает заниматься графикой. В свои живописные полотна он впервые вводит тему полета.

Революция была осмыслена им конкретно, как революция духа. Он стремился принять участие в обновлении мира и поэтому с 1918 по 1919 год состоял директором Академии художеств в Витебске, а с 1919 по 1922 год — художественным директором Московского еврейского театра. Он успевает разрисовать семь стен в театральном фойе и изготовить декорации для разнообразных спектаклей, сделав, в частности, интересную сценографию по трем миниатюрам классика еврейской литературы Шолом-Алейхема. Он также попытался создать эскизы костюмов в рамках созданной им теории «психопластики». Ведь игра была важной составляющей всего творчества Марка Шагала.

Однако и созданная им группа «Уновис» (Утвердители нового искусства), и подготовленные ученики, и вообще сами идеи Шагала оказались ненужными на его родине. Позже различие между революцией политической и духовной, идеями разрушения и созидания он отразит в картине «Революция».

Постоянные конфликты убеждают художника в том, что родное отечество не нуждается в его творчестве. А ведь он практически создал новую концепцию театрального пространства, что отразилось в его панно «Введение в новый национальный театр», которое явилось совершенно новым направлением в мире искусства.

Марк Захарович Шагал уезжает в Германию. С 1923 года основным местожительством для него становится Франция, он уезжает отсюда ненадолго, вновь возвращаясь в свою мастерскую. Только во время Второй мировой войны, опасаясь преследований евреев, Марк Шагал был вынужден уехать в США, где находился с 1941 по 1948 год.

Но проблематика его творчества практически не менялась: художник продолжал отражать в своих картинах реалии родной страны. Мы видим на его полотнах деревянные покосившиеся домишки, коров, лошадей, ослов, петухов.

Любопытно, что даже сюрреалисты считали Марка Шагала своим предшественником, полагая, что он одним из первых показал абсурдность земного бытия. Вместе с тем сам художник вовсе не считал их близкими, поскольку чуждался откровенной зашифрованности и заумности их творчества.

Творчество Шагала принадлежало всему миру, он творил для Вселенной, работая в России и во Франции, в США и в Иерусалиме. Так, после войны художник обратился к монументально-декоративному искусству. Он сохранил свой собственный мир в двенадцати витражах, которые в 1962 году создал для синагоги, а потом и для университета в Иерусалиме; самобытный мир художника предстает и на панно плафона для зрительного театра Гранд-Опера в Париже, созданном им в 1964 году, и в росписи, сделанной в 1965 году для Метрополитен-опера.

Официальные здания наполнились красочными декоративными композициями и рыбоподобными красавицами-музами. Но они мало соответствуют своему окружению и выглядят чужеродными в несвойственной им среде. Ведь отличительной особенностью творчества Марка Шагала всегда была яркая колористичность. Поэтому из монументальной живописи он и предпочитал витражи. Они позволяли оттенить красоту цвета и создать впечатление горящих красок. Наиболее знаменит «Библейский цикл» витражей, выставленный в Музее Шагала в Ницце.

Практически Марк Шагал самоутвердился не только как самобытный, но и как весьма разносторонний художник, создававший витражи для храмов и общественных зданий, керамические панно, мозаики и гобелены. Но, пожалуй, наиболее значима его графика.

Шагал выступил здесь совершенным новатором. Он овладевает в Германии ремеслом гравюры и пишет, что ему всегда не хватало этой техники. Ведь он мог продолжить поиски, начатые в технике рисунка, и не просто изображать, чередуя черный и белый цвета, но и осуществлять свой излюбленный поиск бесконечного.

Закономерно, что в 1925 году он обращается к образам Ветхого завета, завершая серию рисунков к 1939 году, как бы обозначив мирный переход от многочисленных войн в сферу тех ценностей, которые никак не хочет сохранять человечество, — миру и любви. Марк Шагал также является иллюстратором целого ряда классических произведений. Он создал замечательные иллюстрации к «Одиссее» Гомера, «Дафнису и Хлое» Лонга, «Декамерону» Боккаччо, проиллюстрировал «Басни» Лафонтена и «Мертвые души» Гоголя.

Марк Захарович Шагал оказался не только талантливым живописцем, но и блестящим поэтом. Он всю жизнь писал самые разнообразные литературные произведения. Но вершиной его литературного творчества явилась автобиографическая книга «Моя жизнь» (1922), блестяще проиллюстрированная самим автором. Кстати, его иллюстрации выявили в нем великолепного читателя, умеющего проникать во внутренний мир создателей произведений.

Популярность художника среди коллекционеров и любителей определяется количеством «фальшаков», или подделок. Марка Захаровича Шагала начали подделывать еще при жизни. Ведь стартовая цена его произведений на аукционах достигает астрономических сумм в несколько миллионов долларов.

Добавить комментарий

Расскажи о нас друзьям!