Тенишева Мария Клавдиевна
(урожденная Пятковская) (1867-1928) русский меценат и коллекционер
Художник и коллекционер князь Сергей Щербатов как-то сказал о княгине Тенишевой: «Она была не только выдающейся меценаткой, субсидировавшей лучший художественный журнал «Мир искусства», собиравшей картины русских художников и иностранных мастеров, щедро помогавшей художникам, но и крупной общественной деятельницей, и, кроме того, серьезным исследователем».
В своих воспоминаниях Мария Тенишева пишет, что воспитывалась в семье отчима, поскольку ее мать разошлась со своим первым мужем. В семье ходили слухи, что Мария являлась дочерью одного из великих князей или даже самого царя Александра II. Обеспеченность отчима позволила ей получить образование, традиционное для ее круга: она закончила гимназию, дома занималась чтением, рисованием и вышиванием.
Вскоре Мария вышла замуж, родила дочь. Но ее энергичная натура резко контрастировала с апатичностью и ограниченностью мужа. От природы она обладала прекрасным голосом и решила учиться пению сначала в Петербурге, а затем в вокальной школе знаменитой певицы А. Маркези в Париже. Сразу же после ее окончания Марии предложили выгодный контракт. Многие критики писали о ее даре камерной певицы, известен положительный отзыв о ней Чайковского. Но театральная карьера не привлекала молодую женщину, к тому же это означало бы разрыв с обществом, в котором она жила.
Когда она захотела воспитывать дочь за границей, то встретила резкое сопротивление со стороны мужа и оказалась в сложном положении: она не могла оставаться за границей и не хотела «заключения» в узком домашнем кругу. Отношения с мужем пришли к своему логическому концу — вскоре после возвращения в Москву супруги расстались.
Теперь для Марии оставался один выход — вторично выйти замуж, тем более что ей сделал предложение один из ее знакомых. Но она стала женой князя В. Н. Тенишева, ответив на его неожиданные и энергичные ухаживания. Вячеслав Тенишев являлся владельцем нескольких крупных заводов, промышленником нового типа, его даже прозвали русским американцем. Он был всесторонне и глубоко образован, закончил консерваторию и прекрасно играл на виолончели. Когда Тенишев отошел от дел, то занялся этнографией и социологией. В архиве Государственного музея этнографии народов России в Петербурге находится обширное собрание материалов «Этнографического бюро», организованного им в 1898 г. для исследования жизни и быта крестьян центральной России.
Правда, при всем этом Тенишев оставался человеком своего времени, в жене он видел прежде всего светскую красавицу, хозяйку салона, не вмешивающуюся в его дела. В своих воспоминаниях Мария Клавдиевна Тенишева пишет о том, что часто расходилась с мужем в оценках произведений искусства. Являясь приверженцем более традиционных взглядов, он находил некоторые ее покупки и дела бесполезными и никчемными. Однако именно благодаря состоянию мужа, Мария Тенишева смогла заняться коллекционированием, меценатством и собственным художественным творчеством.
Особый интерес у нее вызывали произведения народных мастеров, будь то керамика, вышивка, резьба по дереву или кружева. Она всегда мечтала создать художественный центр по примеру уже существовавшего в подмосковном Абрамцеве, чтобы сохранить народные художественные промыслы, обучать ремеслу молодежь. Поэтому летом 1893 г. она приобрела усадьбу Талашкино под Смоленском, где открыла художественные мастерские (керамическую, столярную и вышивальную), устроила сельскохозяйственную школу.
Мария Клавдиевна Тенишева неплохо рисовала, поскольку некоторое время училась в Петербургском училище технического рисования барона Штиглица. Когда Мария находилась в Париже, она посещала популярную академию Жюлиана, где ее наставниками были модные салонные живописцы Бенжамен Констан и Жан-Поль Лоране.
Поскольку зимние месяцы семья проводила в Петербурге, Мария Тенишева открыла недалеко от своего дома бесплатную художественную школу для тех, кто мечтал поступить в Академию художеств. В течение почти десяти лет руководителем школы являлся Илья Репин. В свое время ее закончили многие русские художники, например Иван Билибин и Г. Серебрякова. В своем имении Тенишева устроила начальную школу рисования.
Еще одним направлением деятельности княгини стало коллекционирование. Она решила проследить развитие рисовального дела и начала собирать коллекцию акварелей и рисунков русских и иностранных художников, стремясь «собрать лучших представителей акварельной живописи и представить историю ее в возможно полном виде». В течение некоторого времени ей помогал А. Бенуа, хотя их взгляды часто не совпадали. В собрание Тенишевой вошли произведения ведущих мастеров: О. Кипренского, П. Федотова, Михаила Врубеля, Ивана Айвазовского.
В 1897 г. тенишевская коллекция, насчитывавшая чуть меньше тысячи экспонатов, была выставлена в Обществе поощрения художеств в Петербурге. Русскую часть коллекции Мария Клавдиевна Тенишева пожертвовала Русскому музею Александра III. В зале музея повесили портрет дарительницы, специально написанный к открытию выставки.
Отдавая предпочтение известным мастерам, Тенишева все же решилась поддержать инициативу С. Мамонтова и Сергея Дягилева и материально поддержала издание нового журнала «Мир искусства». Устроители хотели «доказать, что русское искусство свежо, оригинально и может внести много нового в историю искусств». Вскоре мнения Дягилева и Тенишевой разошлись. Декадентство, а затем и модернизм Дягилева вызывали яростные нападки критиков, карикатуристы не раз изображали Теиишеву в неприглядном виде. В результате благотворительница прекратила субсидировать журнал, и он прекратил свое существование. Впоследствии она жалела, что перестал выходить единственный русский художественный журнал.
Теперь Мария Клавдиевна Тенишева сосредотачивается на пропаганде русской старины и народного творчества, последовательно возрождая народные промыслы и создавая новый русский стиль. Талашкино стало одним из центров художественной жизни 1890—1910-х гг. , уступая по своему культурному значению только Абрамцеву, основанному ранее С. Мамонтовым. Имение имело выгодное географическое расположение: оно находилось неподалеку от железной дороги и в 17 километрах от Смоленска.
Мария Тенишева пригласила в имение художника С. Малютина. Он прожил там более трех лет, вначале руководил столярной и резной мастерскими: делал эскизы сундуков, столов и кресел, по его проектам были построены сказочный «Теремок», домашний Затейный театр, в котором артистами были ученики школы, талашкинские крестьяне, гости и он сам. Под руководством В. Лидина, ученика В. Андреева, работал балалаечный оркестр.
Тенишевой удалось организовать первый в России центр просвещения, в котором возрождалась традиционная народная культура и одновременно разрабатывались сельскохозяйственные новшества. В школе работали лучшие учителя, постоянно пополнялась библиотека, совершенствовалась опытно-экспериментальная база.
В 1903 г. Марии Тенишевой даже удалось открыть в Москве магазин «Родник» для продажи изделий талашкинских мастеров. Эскизы для художественно-ремесленных мастерских создавали приезжавшие в имение художники Виктор Васнецов, Михаил Врубель, Константин Коровин, Николай Рерих.
Кроме художественной, в Талашкине существовали сельскохозяйственные школы с художественно-промышленными отделениями, где мальчиков учили столярному, гончарному, керамическому делу, резьбе и живописи, а девочек — рукоделию. Предпринимательский талант владелицы проявился и в том, что в имении выводились выездные лошади: местных производителей скрещивали с привозимыми из Европы кобылами.
В 1900 г. Николай II назначил князя В. Тенишева главным комиссаром русского отдела на Всемирной выставке в Париже. Объединив усилия, супруги способствовали пробуждению интереса к русскому национальному искусству. Русский павильон стал одним из центров выставки. Тенишева справедливо замечала, что в начале XX в. дизайнеры щедро использовали находки русских мастериц, подмеченные на выставке.
В имении Талашкино княгиня организовала «Скрыню» — первый в России музей этнографии и русского декоративно-прикладного искусства. Позже, в 1911 году, он стал основой смоленского музея «Русская старина», в который Тенишева передала уникальный подбор произведений прикладного искусства.
Революционные настроения в обществе пугали Марию Тенишеву, она беспокоилась за судьбу своих мастерских, поэтому во время первой русской революции вывезла свою коллекцию за границу. В Париже она устроила выставку из привезенных с собой коллекций. Большой интерес у публики вызвали вышивки смоленских рукодельниц, деревянные изделия, сделанные руками талашкинских крестьян, предметы русской старины.
В то время прошел Осенний салон, на котором Бенуа и Дягилев впервые знакомили западную публику с прошлым и настоящим русского искусства. Накануне легендарных дягилевских сезонов русского балета Тенишева устроила новую выставку, составив ее только из современных произведений, представив работы С. Рериха, И. Билибина и других талашкинцев. Она также выставила собственные работы, сделанные в технике эмали, отличавшиеся тонким чувством цвета. Тенишева работала в технике «выемчатой» эмали, которой мало кто интересовался, занималась обновлением состава красок. Она разработала палитру из более чем двухсот оттенков.
После первой выставки, Мария Клавдиевна Тенишева многократно представляла свои изделия на парижских выставках, что позволило ей стать действительным членом Национального общества изящных искусств. Многие города высказывали пожелание принять музей, предложение поступило и от французского правительства, но в 1908 г. Тенишева вернула свою коллекцию в Россию и в 1911 г. передала музей в ведение Московского археологического института.
Выставив свои эмали в Риме в 1914 г. , княгиня получила от итальянского министерства народного просвещения Почетный диплом и была избрана почетным членом Римского археологического общества.
Ощущая нестабильность политического режима в России, Мария Тенишева начинает вести переговоры о продаже имения. Накануне революции 1917 г. она закрыла талашкинские мастерские и переехала в Москву, где защитила диссертацию «Эмаль и инкрустация». Уже после ее смерти в Праге вышла написанная ею книга под тем же названием.
После революции Мария Клавдиевна Тенишева уехала в Париж и на родину больше не вернулась. Она продолжала активную художественную деятельность, участвовала во многих выставках в Париже, Брюсселе, Лондоне, Риме, Праге.
Мария Тенишева осталась в истории культуры, как она сама писала, «матерью декаданса». Она сумела пробудить интерес к русскому народному искусству в Европе. К сожалению, на родине имя Тёнишевой было практически предано забвению. После октябрьского переворота ее курсы и школа были закрыты, отсутствие средств для финансирования привело к разорению центра в Талашкине. Улица в Смоленске, названная в 1911 г. в честь Тенишевой, была переименована.
Сейчас коллекция собирательницы хранится в неподобающих условиях в запасниках Смоленского музея. Много экспонатов погибло. В свое время их число доходило до восьми тысяч предметов. Среди экспонатов были иконы, музыкальные инструменты, фарфор, керамика, крестьянская одежда, археологические находки.
Добавить комментарий