Карсавина Тамара Платоновна
(1885-1978) русская балерина
В истории балетного искусства Карсавина Тамара Платоновна занимает совершенно особое место. В ее творчестве соединилось старое и новое, классическая хореография и искусство русского модерна, авангардистские течения и изысканный стиль «Мира искусства».
Тамара Карсавина происходила из семьи известного русского философа Алексея Степановича Хомякова, племянницей которого была ее мать. Она росла вместе со своим братом Львом, будущим известным русским философом.
Близкие уже с раннего детства отмечали пластичность и музыкальность девочки. Первым педагогом Карсавиной стала балерина Мариинского театра П. Жукова, которая была подругой ее матери. Правда, заниматься им приходилось тайно, поскольку отец девочки, который являлся известным русским танцовщиком, был категорически против увлечения дочери хореографией. Однако, когда Тамаре исполнилось девять лет, он все-таки смирился с выбором дочери и даже сам подготовил ее к поступлению в хореографическое училище.
Педагогами Тамары Карсавиной были два известных русских хореографа — А. Горский и П. Гердт. Тамара начала выступать на сцене, еще когда продолжала учиться в училище. Вскоре она стала непременной участницей всех балетных постановок, где принимали участи дети.
Карсавина училась столь успешно, что после ее выступления в роли Амура в балете Л. Минкуса «Дон Кихот» юную балерину решили оставить в театре, хотя в то время ей еще не исполнилось восемнадцати лет — минимально разрешенного возраста для балерины.
В Мариинском театре ее основным педагогом стал известный балетмейстер Х. Йогансон. Интересно, что партнером Карсавиной на дебютном спектакле был М. Фокин, который тоже только недавно пришел в театр. Их творческое содружество продолжалось многие десятилетия.
Тамара Платоновна Карсавина отличалась от других балерин постоянной тягой к знаниям. Она была еще начинающей солисткой, но уже начала работать над собственной системой записи хореографических движений. Позже, во время стажировки в Италии, Карсавина много занималась историей искусства и даже опубликовала несколько газетных очерков.
Однако путь актрисы на сцене на первых порах был весьма нелегок. Дело заключалось в том, что ей пришлось конкурировать с двумя великолепными балеринами — А. Павловой и М. Кшесинской. Они были признанными королевами русской балетной сцены, и начинавшей свой путь Тамары Карсавиной было очень нелегко завоевать признание публики. Долгое время ей пришлось довольствоваться вторыми ролями или выступать во время болезни основных исполнительниц. Возможно, здесь сыграла свою роль и своеобразная пластика балерины, некоторая порывистость движений. Она мешала ей во время исполнения классических партий, но была весьма кстати в ролях, основанных на современной хореографии.
Решающее значение для ее творчества имела встреча с Сергеем Дягилевым. В 1909 году он пригласил Карсавину в свою балетную труппу. Там балерине впервые пришлось стать главной солисткой, поскольку Кшесинская вначала отказалась сотрудничать с Дягилевым.
Блестящим можно назвать успех Тамары Карсавиной в балете Игоря Стравинского «Жар-птица», где ее партнером стал В. Нижинский. Премьера не только принесла ей известность, но и сделала ее основной солисткой дягилевской труппы. То, что было непривычно для русской публики, с восторгом принималось европейскими любителями балета.
Не менее важным для Карсавиной было и то, что все балеты, которые ставил Дягилев, воплощались современными средствами хореографии, дополнялись музыкой, светом и живописью. Уловив своеобразную пластику Тамары Карсавиной, М. Фокин стал ставить балетные партии специально на нее.
Уже в следующем сезоне, 1910 года, она блестяще танцевала в новой постановке балета А. Адана «Жизель», сделанной М.Фокиным. Классический балет был переосмыслен и превращен в драматическую историю неразделенной любви. Исполнение Карсавиной заглавной партии критика сравнивала с трагическими монологами великих драматических актрис.
Однако балерина никогда не забывала и родную для нее мариинскую сцену. Правда, там она была признана лишь в 1912 году, когда было официально объявлено о ее переводе в разряд ведущих балерин. Но по-прежнему главные роли на сцене Мариинского театра Карсавина танцевала редко, получая их лишь при отказе других балерин. Так, однажды ей пришлось всего за две недели выучить сложнейшую партию Никии в балете «Баядерка» Минкуса. Она предложила собственную трактовку классической роли, что вызвало немалые споры в критике.
Высшие же достижения творчества Тамары Платоновны Карсавиной по-прежнему были связаны с балетами в труппе Дягилева. По-видимому, именно Фокину, ставившему эти балеты, удалось найти своеобразный ключ к нетрадиционной пластике балерины. Поэтому даже отдельные концертные номера в ее исполнении воспринимались как маленькие шедевры.
В балете «Видение розы», Тамара Карсавина блестяще воплотила романтическую стилизацию движений своей героини. Но особенно ей удавались роли с восточной спецификой. Можно вспомнить, например, Шамаханскую царицу в балете «Золотой петушок» на музыку Николая Римского-Корсакова.
Карсавина практически ежегодно танцевала в дягилевских «Русских сезонах» и лишь с началом Первой мировой войны перестала выезжать за границу. После Октябрьской революции ее искусство оказалось невостребованным. Однако она некоторое время продолжала выступать и прожила в России более года, покинув родину лишь в 1918 году. В то время ей было 33 года.
Тамара Платоновна Карсавина поселилась в Лондоне, где в то время гастролировала труппа Дягилева. Балерина начала выступать в ее составе, ее партнером был известный танцовщик Л. Мясин, который вскоре стал и ее мужем. С труппой Карсавина проработала еще десять лет, и только смерть Дягилева и последовавший вскоре за ней распад труппы в 1929 году заставил ее искать новое место работы. Она становится солисткой английской труппы «Балет Рамбер», но вскоре, в 1931 году, совсем покидает сцену.
С этого времени Тамара Карсавина занимается только режиссерской и балетмейстерской работой, а также литературной деятельностью. Она выпускает книгу мемуаров, а также учебный труд «Балетная техника», работает в различных хореографических школах, в том числе и в студии, организованной Матильдой Кшесинской. Ее ученицей является известная английская балерина Марго Фонтейн, которая потом станет одной из партнерш выдающегося танцовщика Р. Нуреева.
Время от времени Тамару Карсавину приглашали в различные театры в качестве балетмейстера, где она помогала восстанавливать хореографию Фокина. Сделанные Карсавиной в свое время записи движений оказались бесценным кладом, и именно благодаря им мы сегодня можем судить о мастерстве этого выдающегося балетмейстера.
В последние годы Карсавина много работала с известным английским балетмейстером Фредериком Аштоном. Еще в 1960 году она показывала молодым балеринам партию Лизы в балете «Тщетная предосторожность».
До последних дней жизни Тамара Карсавина оставалась поклонницей творчества М. Фокина. Когда в 1954 году известный танцовщик С. Лифарь поставил балет Стравинского «Жар-птица», она направила ему телеграмму в ответ на приглашение на премьеру: «Прости, но я верна Фокину, и твоей хореографии видеть не хочу».
С 1930 года Тамара Платоновна Карсавина являлась вице-президентом английской Королевской академии танца. В 1965 году в Лондоне было торжественно отпраздновано ее восьмидесятилетие, на котором присутствовали все крупнейшие танцовщики мира. Многие из них выступили со своими сольными номерами.
Добавить комментарий