Кустодиев Борис Михайлович
(1878-1927) русский художник
Знаменитый русский художник Илья Репин, учитель Кустодиева, назвал его «богатырем русской живописи».
Жизнь Бориса Михайловича Кустодиева была во многом примечательной и необычной. Он был необыкновенно талантливым художником, человеком добрым и жизнерадостным, несмотря на то, что из-за тяжелой болезни не мог ходить и четверть жизни провел в кресле на колесиках.
Борис Кустодиев родился на Волге, в городе Астрахани, в семье учителя. Отец умер, когда мальчику не было и двух лет, и мать на скромную пенсию растила четверых детей. Чтобы свести концы с концами, она давала уроки музыки, понемножку шила, старшие девочки помогали по хозяйству. Достатка в семье не было, но его заменяли любовь и уважение друг к другу.
Будущий художник учился в церковно-приходской школе, затем в гимназии, где постепенно пристрастился к рисованию. С пятнадцати лет он начал брать уроки у художника П. Власова, выпускника Петербургской Академии художеств, а летом 1896 года собрался поступать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но у него не приняли документы, так как ему еще не исполнилось восемнадцати лет. Тогда Борис Кустодиев поехал в Петербург и поступил в Академию художеств.
Бурная и стремительная жизнь северной столицы полностью захватила провинциального юношу. Он вел полуголодное существование, но радовался тому, что занимается любимым делом: вместе с друзьями бегал на выставки, вечера проводил на театральных галерках или в жарких спорах об искусстве, выезжал «на натуру».
В письмах к матери и сестрам Кустодиев делится своими впечатлениями о том, что ему довелось увидеть и услышать, и заодно анализирует ту огромную информацию, которую получал. Этой информации было очень много. Он постоянно накапливает все новые и новые знания, развивает и совершенствует свой талант. Он представляет свои работы на академические конкурсы, и они привлекают к себе внимание специалистов. Молодой художник начинает получать за свои картины различные награды и даже небольшие денежные премии.
На втором курсе он переходит в мастерскую И. Репина, куда тщетно стремились попасть многие студенты. Через некоторое время маститый художник предложил ему и другому своему ученику работать вместе с ним над большим заказом — картиной «Заседание Государственного совета». Борис Кустодиев тогда написал множество портретов государственных деятелей и по заказу, и просто для себя.
Но уже близился выпуск, и молодой живописец поехал в Костромскую губернию в поисках материала для выпускной картины. Эта поездка изменила его жизнь. Кустодиев познакомился здесь со своей будущей женой Юлией Евстафьевной Прошинской, с которой потом они прожили долгие годы в любви и согласии.
В 1903 году в жизни Бориса Михайловича Кустодиева произошло сразу несколько важных событий. Он женился на Юлии Прошинской, а осенью закончил Академию с золотой медалью, что давало ему право годовой поездки за рубеж и по России с полной оплатой расходов (пансионом). В этом же году Кустодиев принял участие в международных выставках, которые проходили в Петербурге и Мюнхене. Он получил за свои картины большую золотую медаль Международной ассоциации, и уже в декабре вместе с новорожденным сыном супруги Кустодиевы выехали в Париж.
Поездка за границу много дала молодому художнику. За несколько месяцев он успел побывать в Германии, в Италии и в Испании, посещал там выставки, изучал старых мастеров, знакомился с работами современных художников. За границей он снова начал с увлечением учиться и прошел здесь настоящую школу. Дипломированный художник, Борис Михайлович Кустодиев не видит для себя ничего зазорного в том, чтобы поступить в частную студию в Париже, с утра до вечера стоит перед мольбертом в музее Прадо в Мадриде и копирует картины Веласкеса.
За время жизни в Париже Кустодиев написал только одну собственную картину — «Утро», на которой изобразил свою жену, купающую ребенка. Это работа самого интимного характера, никак не обусловленная парижскими впечатлениями.
По возвращении на родину Борис Кустодиев сразу едет в Костромскую губернию и несколько месяцев напряженно работает. За это время он написал серию картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники» (1906—1910) и мог уже считать себя состоявшимся художником.
Пока позволяло здоровье, Кустодиев много и охотно ездит по стране, делает зарисовки, отбирая самое интересное из своих наблюдений. Он внимательно изучает жизнь простых людей, чтобы потом все это отразить в своих картинах. Современники считали его одним из самых образованных людей, к тому же его отличала неуемная жажда знаний, он впитывал их как губка и умел извлекать из всего, что знал, пользу.
К концу девяностых годов, в семье Бориса Михайловича Кустодиевых было уже двое детей, и художник неустанно рисовал портреты своей маленькой дочери и подросшего сына или изображал их фигурки на сюжетных картинах.
Имея щедрый, открытый характер, Борис Михайлович пользовался расположением многих людей. Доброй, гостеприимной была и жена художника, поэтому их дом всегда был открыт для друзей. Кустодиев купил в Костромской губернии небольшую усадьбу и выстроил там причудливую островерхую дачу, которую назвал «Терем». Теперь он подолгу живет в провинции, разъезжает по окрестным городам и селам. Кроме артистических забав и развлечений, в доме Кустодиевых царил дух серьезного, истового служения искусству.
В 1909 году собрание Академии художеств по представлению И. Репина и других заслуженных профессоров избирает Кустодиева «за известность на художественном поприще» академиком живописи. В том же году ему предложили заменить вышедшего в отставку художника Валентина Серова на посту преподавателя портретно-жанрового класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Однако Борис Кустодиев не принял это лестное предложение, опасаясь, что преподавательская работа займет у него слишком много времени и помешает заниматься собственным творчеством. К тому же он сроднился с Петербургом и не хотел уезжать отсюда.
В 1909 году художнику исполнился 31 год. И в этом же году появляются первые признаки надвигающейся катастрофы: болела рука, участились головные боли. За три года опухоль позвоночника превратила цветущего молодого человека в калеку. Он мужественно переносил адские боли, которые с тех пор не оставляли его ни на минуту, и в конце концов оказался прикован к постели. Друзья старались помочь ему, они предпринимали различные попытки вернуть художнику хотя бы способность двигаться. Он перенес несколько операций в Лейдене, Берлине, Петербурге, Москве, но они приносили только временное облегчение. Последние пятнадцать лет своей жизни Борис Кустодиев мог передвигаться лишь в инвалидном кресле.
Однако трагедия не сломила художника. Наоборот, все то, чего лишила его жизнь, он выразил в искусстве. Именно в эти годы Кустодиев создает наиболее темпераментные, наиболее яркие и жизнерадостные работы. Остается прежним и его образ жизни. Он много общается с друзьями, к нему приходят за советом, просто поговорить и набраться от него оптимизма. Среди его друзей — Федор Шаляпин, Александр Бенуа, Константин Сомов, И. Грабарь, молодые ученые, будущие лауреата Нобелевской премии Петр Капица и Николай Семенов, юный композитор Дмитрий Шостакович. Кустодиев продолжает много работать, он пишет картины, оформляет спектакли не только для петербургских, но и для московских театров.
Начиная с 1908—1910 годов, ни одна статья о русском современном искусстве, ни один обзор выставки не обходит вниманием своеобразную, необыкновенно талантливую живопись Кустодиева. Некоторое время художник был больше известен как портретист, он написал великолепные портреты М. Ермоловой, Ф. Шаляпина, М. Горького и других деятелей литературы и искусства. А его автопортрет занял место в знаменитой галерее Уффици во Флоренции.
Постепенно в творчестве Бориса Кустодиева появляются новые темы, новая гротесковая манера письма. Так, изображая купчих, он создает своеобразный символ провинциального мира и снабжает этот символ всеми необходимыми атрибутами величия. В картинах «Купчиха», «Красавица», «Девушка на Волге» в гиперболической форме выступают те типические черты России, которые Кустодиев увидел в своих прежних поездках по провинции и обобщил теперь в картинах.
В творчестве художника проявилось его прекрасное знание жизни, как в картине «Московский трактир», где он изображает застывший, косный мир, или в картине «Масленица», где изображается веселый и радостный праздник.
В последнее десятилетие своей жизни Борис Михайлович Кустодиев работает необычайно много и плодотворно. За эти годы он создает такое количество картин, рисунков, театрально-декоративных эскизов, которое далеко превосходит все сделанное им за предыдущие двадцать лет. И что удивительно, искусство Кустодиева до конца его жизни сохраняет оптимистический характер. Это, например, видно по его картинам «Купчиха за чаем», «Купчиха с покупками», «Купчиха на балконе», «Извозчик», серии акварелей «Русские типы». В 1921 году Борис Кустодиев создает живописную серию, посвященную четырем временам года. В этих картинах художник показал своеобразное обаяние, свойственное каждому из времен года в средней полосе России.
В эти же годы он пишет ряд изумительных портретов — «Девушка с чашкой» (портрет сестры Дм. Шостаковича), знаменитого певца Ф. Шаляпина, с которым он всю жизнь поддерживал теплые дружеские отношения. Кисти Кустодиева принадлежит также один из лучших портретов русского поэта и критика М. Волошина.
Художник успешно работает в книжной графике: иллюстрирует Н. Гоголя, А. Островского, Л. Толстого, М. Лермонтова, А. Пушкина.
Кустодиев Борис Михайлович умер в 49 лет. Несмотря на тяжелую болезнь, он до последних дней не расставался с кистью и создавал яркие, полные жизни полотна. «Любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему, «русскому» — это было всегда единственным «сюжетом» моих картин», — вспоминал художник. Кустодиев верил в свой народ, в его созидательные силы и видел в них залог будущего России.
Добавить комментарий