Товстоногов Георгий Александрович
(1913-1989) русский театральный режиссер
Как и многие другие режиссеры, Георгий Александрович Товстоногов начинал свою театральную деятельность как актер. Произошло это в 1931 году. С 1938 по 1946 год он работал режиссером в Тбилисском русском драматическом театре. Однако все основные его творческие достижения связаны с Ленинградским Большим драматическим театром. Свою первую постановку «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского, Товстоногов осуществил на его сцене в 1955 году. Это был новаторский по тому времени спектакль, в котором режиссер показал нетрадиционный подход к трактовке классики и при работе с актерами.
Имя Георгия Товстоногова приобрело широкую известность в 1956 году, когда он возглавил Ленинградский Большой драматический театр. Он не только сумел дать новый творческий импульс знаменитым актерам «старого» Большого драматического — В. Полицеймако, В. Стржельчику, Е. Копеляну, другим известным актерам, но и привел с собой целую группу молодых в то время и талантливых актеров — К. Лаврова, С. Юрского, О. Басилашвили, Т. Доронину и других.
С этого времени почти каждая новая постановка театра не только становилась событием в театральной жизни Ленинграда, но и оказывала влияние на развитие всего советского сценического искусства.
Георгий Александрович Товстоногов соединял в своем творчестве сразу несколько театральных школ. Не отказываясь от теории Константина Сергеевича Станиславского, он в то же время использовал театральные традиции Евгения Багратионовича Вахтангова, Всеволода Эмильевича Мейерхольда и Бертольда Брехта. Это проявилось в совершенно новом подходе режиссера к постановкам классических пьес. Он настойчиво искал в них то вечное, что интересно и актуально для современного зрителя.
«Музейный» подход к классике нанес много вреда и самой классике, и театрам, отпугнув зрителей своей школьной добросовестностью», — писал Георгий Товстоногов. Этапным, созвучным времени стал спектакль «Идиот» по роману Федора Михайловича Достоевского, в котором роль князя Мышкина сыграл И. М. Смоктуновский. Актер и режиссер показали в спектакле драму умного, искреннего человека, которого не могли и не хотели понять окружающие его люди.
Таким же современным человеком, который сразу же вызвал любовь и сочувствие зрителей, стал и Чацкий в исполнении С. Юрского в спектакле «Горе от ума». Свои монологи актер адресовал не Фамусову, не Скалозубу, не Молчалину, а зрительному залу.
Совершенно новый прием был использован режиссером в спектакле «История лошади» по повести Льва Николаевича Толстого «Холстомер», где главным действующим лицом была лошадь по кличке Холстомер. Эту роль блестяще и психологически тонко сыграл Евгений Лебедев. Трагическую исповедь Холстомера зрители восприняли как откровение, так как артист играл не столько «историю лошади, сколько судьбу человека».
Непривычно строго и порой жестко анализирует Георгий Товстоногов поступки героев Антона Павловича Чехова. Спектакли «Три сестры» и «Дядя Ваня» продемонстрировали совершенно новое видение произведений писателя, которое резко отличалось от известных постановок других режиссеров. Товстоногов показывает, что, несмотря на давно устаревший сюжет, сущность конфликта пьес Чехова продолжает оставаться актуальной и в наши дни.
По-другому Георгий Товстоногов поставил и веселую комедию «Ханума» по пьесе грузинского драматурга А. Цагарели. Этот спектакль стал своего рода визитной карточкой театра. Он неизменно входит в гастрольную афишу коллектива, и его видели зрители практически всего мира.
Смело, неожиданно, в жанре оперы-фарса поставлена Товстоноговым пьеса Александра Васильевича Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина», где главную роль сыграл В. М. Ивченко. Он же играет Глумова в сатирической комедии Александра Николаевича Островского «На всякого мудреца довольно простоты».
Театроведы часто пишут о постановках БДТ как о спектаклях-романах. Действительно, Георгий Товстоногов часто обращался к инсценировкам произведений русской литературы. Он создал спектакли «Поднятая целина» и «Тихий Дон» по романам Михаила Александровича Шолохова, «Последний срок» по повести В. Г. Распутина и «Три мешка сорной пшеницы» по произведению В. Ф. Тендрякова. Чтобы передать своеобразие произведений, режиссер иногда даже вводит в спектакль авторский текст, который становится как бы еще одним действующим лицом.
Большое место в репертуаре Большого драматического занимает и современная тема. Театр настойчиво ищет «своих» драматургов. Событиями в театральной жизни стали постановки пьес «Пять вечеров» и «Старшая сестра» А. М. Володина, «Океан» А. П. Штейна, «Иркутская история» Алексея Николаевича Арбузова, «Традиционный сбор» В. С. Розова. В последние годы появились на сцене театра «Протокол одного заседания» и «Мы, нижеподписавшиеся...» А. И. Гельмана, поднимающие актуальные нравственные проблемы.
В наше время трудно найти драматический театр, в котором одинаковой популярностью пользовались бы и классика, и современность. Товстоногову удалось это сделать.
Глубокое современное содержание, смелость постановочных решений, блестящий актерский ансамбль — вот характерные особенности его театра. «Многозначность и объективность, — пишет искусствовед К. Л. Рудцкий, — главные признаки товстоноговской режиссуры. Личность режиссера полностью растворена в спектакле, который им выстроен и управляем».
Один из современных исследователей назвал Георгия Александровича Товстоногова «собирателем русской театральной культуры». Под его руководством Большой академический драматический театр имени Горького стал своеобразным эталоном синтеза режиссерского и актерского искусства.
Кроме режиссерской деятельности, Георгий Товстоногов постоянно занимался и преподаванием. С 1960 года до последних дней жизни он был профессором в Ленинградском институте театра, музыки и кино. Из его мастерской вышли многие известные актеры — С. Крючкова. А. Толубеев и другие.
Добавить комментарий