Борисов-Мусатов Виктор Элышдифорович

(1870-1905) русский художник

Виктор Элышдифорович Борисов-Мусатов происходил из семьи бывшего крепостного, к концу жизни ставшего поверенным в делах своего барина, генерала Шахматова. Отец художника сумел дослужиться до бухгалтера управления железной дороги. Он выбрал в жены дочь мастера-золотопечатника, которая служила камеристкой у жены барского сына.

К сожалению, рождавшиеся у них дети умирали в младенчестве, и Виктор стал первым из выживших детей. Но и его ранние годы были омрачены болезнью: из-за сильного ушиба позвоночника на спине мальчика стал образовываться горб. Длительное лечение позволило остановить болезнь, и позднее ее последствия проявились только в особой ширине плеч и низкой посадке головы.

Физический недостаток помешал Виктору войти в шумную компанию сверстников. Зато он научился созерцать окружающую природу. Отец разрешал ему бывать в барской усадьбе, читать книги.

С шести лет Виктор начал рисовать, позже писал дневник, стремясь выразить внутренние впечатления: «Тоска меня мучит, музыкальная тоска по палитре, быть может». Тяга к самовыражению, возможно, и привела его к живописи.

Отец решил отдать сына в реальное училище, хотя и побаивался, что болезнь может помешать учебе. Вообще их многое сближало: любовь к поэзии, страсть к написанию писем, постоянное оттачивание своего стиля.

В училище Виктор Борисов-Мусатов получил первые профессиональные уроки рисования, преподаватель В. Коновалов заметил талант мальчика и стал заниматься с ним в домашней студии. Дополнительно он обучался в воскресной школе Н. Ананьева, а после окончания реального училища - в студии при Саратовском обществе любителей изящных искусств.

Своеобразной школой рисунка для Мусатова стал местный музей. В богатом торговом городе Саратове находилась одна из самых обширных коллекций живописи. В это время Борисов-Мусатов занимается с поселившимся в Саратове итальянским художником Г. Баракки. Именно Баракки помог ему освоить технику академического рисунка.

Мальчик получил уникальную возможность еще в начале своего творческого пути познакомиться на передвижных выставках, проходивших в его родном городе, с пейзажами Исаака Левитана и М. Нестерова, картинами Н. Ге и Василия Поленова. Виктор принимает важное для себя решение и поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Но рутинная обстановка училища не могла удовлетворить его ищущую натуру - через год он решает оставить учебу и переезжает в Петербург.

Виктор учится в Академии художеств и одновременно посещает частную мастерскую П. Чистякова. Потом снова, уже по требованию врачей, возвращается в Москву, учится у В. Поленова, участвует в студенческих выставках. Именно тогда он начинает подписывать свои картины двойной фамилией, основанной на старинном написании полного имени отца - Эльпидифор Борисов-Мусатов.

С 1895 по 1898 год Виктор проводит зимы в Париже, где становится учеником Ф. Кормона. Особое значение для него имело знакомство с шедеврами Лувра, созвучными по творческому настроению, - произведениями кватрочентистов, прежде всего Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Ватто.

Одним из первых Виктор Борисов-Мусатов пытается разобраться в новых направлениях во французском искусстве. Вначале он испытывает влияние импрессионистов, Пюви де Шаванна и группы «наби»: изучает специфику создания фрагментарной картины, технику раздельного мазка и светового эффекта и по контрасту увлекается яркой непредсказуемостью картин Поля Гогена. Вместе с «наби» он воспримет гармонию картины-панно.

Виктор Борисов-Мусатов как бы отбирает те компоненты, которые станут основой его мягких и лиричных пейзажных зарисовок. Не случайно, что он обращается и к японскому искусству, прежде всего к цветной гравюре.

Любопытно, что первые работы художника близки по стилистике к манере Б. Моризо, чьи картины наполнены особым светом. Свою творческую задачу Борисов-Мусатов определил следующим образом: он писал своего единственного натурщика - солнце.

Он стал певцом русской природы. Родные степные и речные просторы стали для него источником вдохновения. Позже исследователи назовут его первым среди мастеров, которых отнесут к волжской школе (Кузьмы Петрова-Водкина, П. Кузнецова, П. Уткина, М. Матюшина). Пейзажи и портреты близких стали первыми произведениями Борисова-Мусатова.

В 1903 году у художника завязываются дружеские отношения с поэтами Валерием Брюсовым и Андреем Белым. Еще в 1899 году последний пишет несколько стихотворений «под Мусатова», где проявилась та же цветопись, плетение словесных кружев с помощью цвета и света. В сборнике поэта «Золото в лазури» встречаем - золото-созревшие нивы; лазурь - воздух. Свою статью, посвященную памяти художника, Белый назвал «Розовые гирлянды».

Практически Мусатов создал тот же идеализированный мир, который создавали в своих произведениях символисты. Только его идеалом становится не образ Вечной Женственности и Софии, а идеализированный образ Женщины из прошлого, некое видение. Он персонифицирует свое видение в образах, получивших название «мусатовских девушек». Они обитают в тенистых аллеях парков, их душа полна неясных стремлений. Подобные искания один из французских критиков определит как более вдумчивые, мудрые и утонченные по сравнению с французскими импрессионистами.

Иногда Виктора Борисова-Мусатова относят к монументальным декоратистам. Подобная оценка представляется примечательной для художника, который изобретает свою изобразительную палитру приглушенных тонов, по колориту близкую к пастели.

Но несмотря на некоторую размытость и неопределенность изображаемых предметов, отсутствие ярко выраженного сюжета, его картины отличаются строгой продуманностью композиции и четкостью ее решения.

Не случайно для ранних картин Мусатов придумал эскиз специального платья по моде сороковых годов XIX века с пышной юбкой и кисейными рукавами, в котором изобразил свою сестру Елену. Она часто становилась моделью художника, а в «Гобелене» (1901) даже отразилась в двух образах одновременно, что усилило основную тональность картины. Кстати, именно это произведение получило премию на выставке Московского товарищества художников в 1902 г.

Воспевая героиню, Борисов-Мусатов создает целый ряд картин - «У туалета», «Рисующая дама», «На диване», «За вышиваньем» (1901). По тонкости рисунка, изяществу отделки отдельных элементов, переливанию теплых тонов они сродни плавно текущим строкам стихотворения.

Своеобразным итогом творческих исканий становится картина «Водоем», написанная на основании многочисленных этюдов. В них художник отрабатывал методику организации пространства, где плоскости плавно перетекают друг в друга с помощью неброских цветов.

Приобретенный опыт позволил ему создать объемное панно «Изумрудное ожерелье» (1903-1904), где автором отражена уникальная игра зеленых оттенков (изумрудного, оливкового, желтовато-зеленого), которые переливаются в плавные движения женщин. Человек и окружающий его мир сливаются в едином чувстве красоты. Свое восприятие мира и радость общения с природой Виктор Элышдифорович Борисов-Мусатов дополнил этюдами, в которых раскрыл свое видение разных времен года, - «Летняя мелодия», «Осенний вечер», «Сон божества» (1904-1905). Изображения природы доминируют и в последних картинах художника, созданных в 1905 году, - «На балконе», «Куст орешника», «Осенняя песнь».

Творчество Борисова-Мусатова было воспринято современниками почти в самом конце его короткого жизненного пути. В 1904 году состоялась первая персональная выставка художника в Германии - Гамбурге, Мюнхене, Дрездене, Берлине. С ее успеха начинается международное признание. На следующий год Борисов-Мусатов выставляется в парижском Салоне и его избирают членом Французского общества художников. Критика видит в нем достойного преемника группы «наби» и Гогена. Писатель А. Жид приобретает одну из его картин.

На родине к художнику относились иначе. Новизна построения картин и их особая декоративная система долго оставались незамеченными. Виктор Борисов-Мусатов изображал прошлое, но не идеализировал его и не воспроизводил, как Александр Бенуа, Е. Лансере или Константин Сомов, в виде конкретного исторического сюжета с куртуазными дамами и кавалерами. Он искал прекрасное «далеко» и казался мироискуспикам небрежным дилетантом.

Когда Третьяковская галерея приобрела несколько картин Борисова-Мусатова, его материальное положение несколько улучшилось, но существенно не изменилось - впрочем, практически всю жизнь он лихорадочно искал источник заработка.

Даже личная жизнь Виктора Борисова-Мусатова сложилась незадолго до его смерти. Он долго находился в состоянии романтической влюбленности, но только в 1903 году нашел свое счастье в браке с художницей Е. Александровой, которую знал еще по совместной учебе. В сентябре 1904 года у них родилась дочь.

Здоровье Борисова-Мусатова оставляло желать лучшего. Постоянные нервные стрессы и неорганизованный образ жизни привели к обострению почечной болезни. Осенью 1905 года художник скоропостижно скончался от остановки сердца.

Своим творчеством Виктор Элышдифорович Борисов-Мусатов оказал влияние на художников группы «Голубая роза», а также на лучистое М. Ларионова и Н. Гончарову, абстракциониста Василия Кандинского. Андрей Белый весьма образно сформулировал значение новаторства художника: «. . . Творчество Мусатова, оборвавшись в нем, незаметно откликнулось в душах его почитателей: лунной струйностью пролилось у П. Кузнецова, махровыми астрами завилось у В. Милиотти».

Музыкальность картин Борисова-Мусатова находилась в русле поиска синтетического искусства, движения новой волны. Он занял в живописи то же место, что заняли в поэзии В. Брюсов и В. Иванов, а в музыке Александр Скрябин и Игорь Стравинский.

Добавить комментарий

Расскажи о нас друзьям!