Черкасов Николай Константинович
(1903-1966) русский актер
Творческий путь Николая Черкасова начался еще до его поступления в театральный институт. Вместе с несколькими своими единомышленниками он поставил небольшой спектакль «Пат, Паташон и Чарли Чаплин». Здесь он впервые использовал свои природные данные и продемонстрировал незаурядные комедийные способности, сыграв роль неуклюжего и длинного Пата.
Труппа некоторое время успешно выступала в петроградских кинотеатрах и на сценах домов культуры. В 1921 году Николай Константинович Черкасов пришел в Петроградский институт сценического искусства и был принят туда как будущий комедийный актер.
После окончания института в 1926 году он вступил в труппу Ленинградского театра юного зрителя. Первой его работой на сцене стала роль Дон Кихота. Впоследствии актер неоднократно возвращался к этой роли и в театре, и в кино. Даже свои воспоминания он назвал «Четыре Дон Кихота».
Одновременно с работой в театре, Николай Черкасов начал сниматься и в кино. Режиссеры охотно использовали его характерные внешние данные и вначале предлагали ему в основном эпизодические и комедийные роли. Он снялся в роли парикмахера Шарля в фильме «Поэт и царь» (1927), клоуна в картине «Его превосходительство» (1928).
После блестящего исполнения роли Жака Паганеля в фильме «Дети капитана Гранта», Николаю Черкасову предложили роль профессора Полежаева в картине «Депутат Балтики». Актер прекрасно сыграл роль крупного ученого, прототипом которого был знаменитый биолог Климент Тимирязев. Черкасов настолько вжился в образ своего героя, что даже ездил на съемки в общественном транспорте в гриме.
После роли профессора Полежаева он сыграл царевича Алексея в фильме режиссера И. Петрова «Петр Первый». Эта его работа открыла целую галерею исторических лиц, образы которых актер создавал на протяжении последующих десятилетий. Николай Черкасов показал царевича не просто изменником родины, ставшим орудием темных сил, но как человека по-своему сильного, который являлся достойным противником своего отца.
Важным этапом в творческой жизни актера стала его работа с известным режиссером Сергеем Эйзенштейном. Их содружество началось с работы над ролью Александра Невского в одноименном фильме. Николай Константинович Черкасов наделил своего героя чертами былинного богатыря и в то же время сделал его предельно реальным и понятным зрителю. В годы войны этот образ стал символом грядущей победы над врагом.
Совершенно по-иному был сыгран образ Ивана Грозного. Здесь Черкасов и Эйзенштейн сделали точную графическую проработку роли. Каждая поза, каждый кадр был неоднократно выверен в эскизах и на репетициях и только тогда снят на пленку. Одновременно актер работал и над воплощением этого образа на театральной сцене — в драме «Великий государь» на сцене Ленинградского театра имени Пушкина, где актер работал с 1933 года.
Николаю Черкасову довелось играть роли многих известных людей — Максима Горького, Владимира Маяковского, Ивана Мичурина, Николая Римского-Корсакова. В каждой из них он сумел найти своеобразные характерные штрихи, позволившие сделать образы героев максимально конкретными и неповторимыми.
В послевоенные годы крупнейшей работой актера в кино стала роль Дон Кихота в фильме Г. Козинцева. Актер дал своеобразную трактовку этого образа, которая полностью отличалась от традиционной. В его исполнении Дон Кихот предстал не столько чудаком, сколько героем-одиночкой, которого не понимает окружающий мир. Картина сразу же завоевала симпатии зрителей и с успехом прошла по экранам многих стран.
Среди множества ролей, сыгранных Николаем Константиновичем Черкасовым в театре, особое место занимает роль генерала Хлудова в спектакле «Бег» по пьесе Михаила Булгакова. В этом образе актер показал крушение сильной личности, трагическое разочарование и мучительное прозрение.
Одной из последних его работ стала роль академика Дронова в картине «Все остается людям» (1963). Его герой — крупный ученый, умирающий от неизлечимой болезни. Николай Черкасов показал драму сильного духом человека, которого не смогли сломить трагические обстоятельства. Его слова: «Все остается людям» — с тех пор воспринимаются не столько как девиз жизни героя фильма, сколько как символ всей жизни и творчества самого актера.
Добавить комментарий