Рябушинский Николай Павлович

(1877-1951) русский меценат и коллекционер

«Рослый, белокурый, кровь с молоком — добрый молодец, словно сошедший с картины Кустодиева» — таким описывали Рябушинского современники. Он был человеком европейского образования и мышления, всю свою жизнь положил не на преумножение своего состояния, а на то, чтобы найти ему достойное применение.

Николай был пятым сыном в семье известного московского промышленника Павла Рябушинского. Как и старших братьев, его вначале воспитывали дома. С детьми занимались немцы-гувернеры, так что к девяти годам все дети бегло говорили на нескольких иностранных языках. Молодые Рябушинские отличались редкими способностями к обучению: все братья Николая и он сам закончили гимназический курс с золотыми медалями. После этого они обучались в Московской практической академии коммерческих наук. Отец следил за их образованием и заботился о том, чтобы на каждые каникулы сыновья приезжали в Вышний Волочек и работали на его фабрике.

Когда Николаю исполнилось десять лет, отец преобразовал свои предприятия в Товарищество П. Рябушинского с сыновьями. Таким образом, все пять сыновей стали равноправными совладельцами огромного состояния.

В 1899 году семью постигло несчастье: умер сперва Павел Михайлович, а менее чем через год — и их мать. К этому времени четверо братьев Николая уже активно работали в родительском деле.

Однако Николай не пошел по стопам братьев. Закончив Академию и пройдя полугодовую стажировку за границей, он понял, что никогда не сможет заниматься коммерцией, и вышел из состава Товарищества. Получив свою долю наследства, Николай отправился в длительное заграничное путешествие, из которого вернулся с молодой женой. Правда, он не был счастлив в браке: его жену-австрийку не приняли в семью Рябушинских, и им пришлось расстаться. Через пять лет после свадьбы брак был расторгнут, и молодая женщина уехала к своим родителям в Австрию.

Расставшись с женой, Николай занялся сооружением шикарной виллы в подмосковском Петровском парке.

Проект был составлен модным московским архитектором Н. Адамовичем, внутреннюю отделку сделали по эскизам начинающего художника П. Кузнецова.

На этой вилле Николай Рябушинский разместил привезенные из-за границы коллекции картин и фарфора, и она стала одной из московских достопримечательностей. В то время собирательские вкусы Рябушинского еще не сформировались. Поэтому рядом с великолепными полотнами Кранаха и Брейгеля соседствовали произведения малоизвестных К. Вандогена и Руо.

В его доме собирались художники, писатели, театральные актеры. Любопытно, что Николай практически не общался с братьями, гораздо ближе ему оказалась сестра, Ефимия Павловна. Она вышла замуж за известного промышленника В. Носова. Именно Ефимия заразила брата увлечением русским авангардом.

В отличие от других коллекционеров, Николай Павлович Рябушинский не столько приобретал картины, сколько помогал материально их создателям. Он стремился стать организатором нового направления в искусстве, поднять его авторитет среди московской публики.

По примеру Сергея Дягилева, Николай Рябушинский решил организовать выпуск нового литературно-художественного журнала — «Золотое руно». Для этого он собрал группу молодых, но уже получивших известность художников Константина Коровина, Валентина Серова, а также студентов Московского училища живописи, ваяния и зодчества П. Кузнецова и М. Сарьяна.

Возглавить журнал Рябушинский предложил известному критику Александра Бенуа. Они встретились во Франции, где тот проживал с семьей. Хотя сам Николай Рябушинский не произвел на Бенуа яркого впечатления, тот все же принял предложение.

Постепенно вокруг журнала сложилась большая группа различных художников, впервые выступившая на выставке «Алая роза». Выставка с триумфом открылась в Саратове в апреле 1904 года. Выбор места оказался весьма удачным, поскольку именно этот город был родиной Виктора Борисова-Мусатова. Выставка была посвящена его памяти.

Редакция «Золотого руна» помещалась в доме Рябушинского, а сам журнал печатался в одной из принадлежавших ему типографий. Подобное обстоятельство оказалось весьма удачным для издания журнала: он не зависел ни от цензуры, ни от произвола издателей.

Уже с первых номеров журнал занял заметное место в художественной жизни Москвы; вокруг его редакции, кроме художников, стал складываться круг писателей, которые постепенно становились его постоянными авторами. Среди них были Константин Бальмонт, Андрей Белый, Валерий Брюсов, А. Ремизов.

В середине 1906 года редакция «Золотого руна» объявила конкурс произведений литературы и искусства на тему «Дьявол». Первую премию по литературе разделили М. Кузмин и А. Ремизов. По изобразительному искусству вторую премию разделили М. Добужинский и П. Кузнецов.

Хотя издание журнала оказалось весьма дорогим (он выходил на великолепной веленевой бумаге с цветными иллюстрациями, в кожаном переплете), тираж каждого номера раскупался практически полностью.

Доходы от издания позволили Николаю Рябушинскому наладить выпуск книг в виде своеобразного приложения к журналу.

Это были сборники стихов и критических статей Александра Блока, Федора Сологуба и его самого. Кроме книг, он впервые в России выпустил три больших альбома репродукций ведущих художников объединения «Мир искусства». Они были посвящены А. Бенуа, Л. Баксту и Константину Сомову. Рябушинский также выпустил альбом А. Венецианова.

Правда, выпуск журнала продолжался недолго. Через пять лет Николай Павлович Рябушинский охладел к изданию, и «Золотое руно» превратилось в традиционный ежемесячный литературно-художественный журнал.

Кроме издательской деятельности, он регулярно занимался проведением художественных выставок, которые были объединены под названием салон «Золотого руна». Вместе с русскими художниками на них были представлены картины французских мастеров из собраний московских коллекционеров. Только за один 1908 год Николай Павлович Рябушинский показал 282 картины и 3 скульптуры.

Интересно, что большая часть работ была доставлена специально для показа из Парижа благодаря французскому помощнику Рябушинского А. Мерсеро. Кроме него, постоянную помощь оказывала княгиня Мария Тенишева, а также многие коллекционеры. Примечательно, однако, что крупнейшие коллекционеры французской живописи И. Морозов и С. Щукин бойкотировали выставку Николая Рябушинского, отказавшись предоставить принадлежавшие им картины.

Поскольку для осуществления столь серьезных планов нужны были большие средства, Рябушинский решил открыть магазин для торговли произведениями искусства. Но доход был недостаточен, и ему пришлось распродать часть своей коллекции картин.

Естественно, что после революционных событий 1917 года, все инициативы Николая Рябушинского оказались никому не нужными. И хотя сам он не подвергался никаким репрессиям, его имущество было конфисковано, а коллекция отправлена в музеи. В ней находились произведения Рафаэля, Микеланджело, Б. Челлини, а также иконы, бронза, фарфор. Судьба некоторых экспонатов неизвестна до сих пор.

Николай Павлович Рябушинский не смог снести такого унижения и эмигрировал во Францию. Там он с помощью братьев, которые еще раньше покинули Россию, начал новое дело: открыл в Париже антикварный магазин. Вначале его дела шли хорошо, и на доходы от торговли он даже смог провести несколько выставок русского искусства.

Однако по мере нарастания послевоенной депрессии дела Рябушинского шли все хуже и хуже, искусство оказывалось никому не нужным, и в начале тридцатых годов ему пришлось закрыть свою фирму, продать магазин в Париже и переехать в Монте-Карло. Там он открыл художественную галерею «Голубая роза». Его основными покупателями стали богатые американцы. Известно, что постоянными партнерами Рябушинского были американские промышленники Томас Морган, Рокфеллер и Вандербильт.

Николай Рябушинский практически не покидал Монте-Карло, и только после Второй мировой войны ему удалось окончательно поправить свои дела. Для размещения своего собрания он открывает общедоступную художественную галерею «Эрмитаж».

Рябушинский Николай Павлович скончался во время операции в 1951 году.

Добавить комментарий

Расскажи о нас друзьям!